На главную Обратная связь Карта сайта

Статьи по теплоизоляции

Опыт диагностики тепловых сетей на МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1»
Журнальчик "Анонсы теплоснабжения", № 10, 2005,
В. И. Матвеев, зав. лабораторией неразрушающего контроля и диагностики, С.Н. Лопкин, инженер лаборатории неразрушающего контроля и диагностики, МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1»
Введение МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1» - одно из немногих компаний в Рф, где сосредоточены котельное оборудование, термо, электрические и даже осветительные сети.
1-ая очередь тепловых сетей (ТС) в г. Йошкар-Оле была пущена в эксплуатацию в 1965 г.
На 1 января 2004 г. общественная протяженность ТС составила 121 км. В Марий Эл отопительный сезон продолжается 241 день. В самые мощные холода и социальные потрясения, которые в стране пострашнее лютых морозов, станция никогда не давала сбоя в подаче тепла и горячей воды.
Кризис 90-х годов ХХ в., вызвавший общее банкротство промышленных компаний, привел к аварийному состоянию подведомственных ТС. Изношенные ТС были сброшены в городское управление. Лишь в 2004 г. на баланс ТЭЦ-1 были приняты теплосети 24 организаций общей протяженностью 26 км, а по плану 2005 г. будет присоединено еще больше 24 км ветхих ТС [1].
В текущем году ожидается повышение количества порывов в связи с увеличивающимся критическим износом главных фондов ТС, составляющим наиболее 50%, ветхостью ведомственных теплосетей и неизменным недофинансированием проведения работ по ремонту, реконструкции и подмене ТС.
Невзирая на все трудности в работе ТС, обусловленные объективными факторами, на летний ремонт ТС в 2004 г. администрацией городка было отпущено всего 12 календарных дней (распоряжение мэра городка № 1279 от 21.05.2004 г.). Впору поданное тепло и жгучая вода, удачно прошедший зимний отопительный сезон 2004-2005 гг. - свидетельствуют о МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1» как о стабильном и надежном предприятии.
Трудности с денежным положением компании привели к поиску действенных новейших технологий строительства ТС, защиты трубопроводов от коррозии, способов диагностики состояния трубопроводов ТС. На предприятии равномерно ограничиваются такие способы контроля как гидравлические тесты, заменяя их наиболее действенным способом - акустическим. На предприятии внедрен полный мониторинг состояния магистральных квартальных и распределительных ТС (рис. 1).
С целью своевременного выявления и устранения дефектов на трубопроводах ТС, и, исходя из денежных способностей, станцией поначалу был приобретен регистратор акустических сигналов «Вектор-2001» с програмкой «Течь». В текущее время уже приобретен полный набор программ для диагностики и скопленный банк записей акустических сигналов был обработан по полной програмке.
Инженерную акустическую диагностику трубопроводов ТС при помощи устройства «Вектор-2001» на предприятии проводят спецы лаборатории неразрушающего контроля и диагностики. Мобильность группы определяется переданной в распоряжение лаборатории машинкой с установленной на ней рацией.
Диагностика ТС проводится по каждомесячным утверждаемым основным инженером планам, результаты инженерной диагностики трубопроводов ТС утверждаются директором. По результатам инженерной диагностики составляются и корректируются планы шурфовок, также планы многообещающих ремонтов и перекладок ТС.
На предприятии приняты 2 формы отчетности по результатам инженерной диагностики.
1-ая сокращенная форма отчета употребляется для скорого определения и устранения мест порывов либо критических участков. Она представляет собой один лист со схематическим представлением результатов инженерной диагностики (рис. 2). На листе, по програмке, предоставленной НПК «Вектор», строится набросок со схематичным расположением трубопроводов с указанием на их течи либо размеров дефектных участков; приводится таблица с плодами акустической обработки с указанием мест критических и докритических участков пометражно от камеры либо шурфа.
2-ая форма отчетности применяется при проведении плановых работ. За базу отчета принята базисная форма отчета инженерной диагностики НПК «Вектор», позволяющая оценить состояние труб в каналах и камерах, строй конструкций, тепловых камер, рассчитать коэффициент аварийноопасности X. По коэффициенту аварийноопасности принимается решение о объеме ремонтных работ, сравнивается коррозионное состояние трубопроводов по годам прокладки и условиям эксплуатации. После чего принимается решение о вскрытии и ремонте теплотрассы. Ранжирование состояния труб по аспекту аварийноопасности дозволяет установить очередность ремонтных работ ТС [2].
В местах проведения шурфовок по результатам ультразвуковой толщинометрии рассчитывается долговечность трубопровода по о РД 10-400-01 «Нормы расчета на крепкость § трубопроводов тепловых сетей» (введены в ^ действие с 01.04.01 г. - прим. авт.). о. Диагностика ТС начинается с уточнения
Ј трассировки трубопроводов ТС трассопоисковым устройством «Фаворит». Ежели обследуемый уча-
сток наиболее 200 м, то меж камерами делается шурф, и датчики инсталлируются на трубах в месте шурфа и в камерах.
В шурфах и каналах определяются потенциалы медносульфатным электродом, устанавливается наличие блуждающих токов. При их наличии сигнал при контроле по програмке «Spectra lab» оказывается искаженным. Расшифровка акустических записей по програмке «Течь» и «Диагностика» при наличии блуждающих токов имеет наиболее низкую достоверность. Для нейтрализации вредного действия блуждающих токов при записи меж датчиком и трубой устанавливается полиэтиленовая прокладка.
Проведенная на этих участках шурфовка на сто процентов подтвердила результаты инженерной диагностики.
В основном погрешность в местоположении течи определяется количеством порывов и близостью расположения смежных коммуникаций. В вариантах близкого расположения к ТС смежных коммуникаций возрастает погрешность в установлении критических участков. Места близкого расположения к ТС смежных коммуникаций диагностируются как течь.
Внедрение программы «Течь» ускоряет проведение аварийно-восстановительных ремонтных работ в зимний период за счет четкого установления места порыва (табл. 1).
Высочайшее качество химводоподготовки на предприятии с неизменным ежегодным контролем внутренней коррозии по индикаторам коррозии (по РД 153-34.1-17.465-00. «Методические указания по оценке интенсивности действий внутренней коррозии в тепловых сетях» -прим. авт.) оценивают внутреннюю коррозию сплава трубопроводов ТС на уровне низкой либо допустимой скорости. Потому, основными причинами, снижающими долговечность трубопроводов на станции, являются в основном внешняя коррозия и грубые нарушения в процессе строительства, монтажа и ремонта ТС.
В период проведения диагностики выявились суровые трудности с магистральными ТС, при этом нужно отметить, что основными причинами порывов явились не длинный срок службы и затопление каналов грунтовыми и фекальными водами, а тяжелейщие ошибки со стороны подрядчиков в 90-е годы прошедшего века при строительстве и монтаже ТС: неверный установка канальных плит; внедрение в качестве плит перекрытия каналов стеновых панелей; плохая заделка стыков лотков и плит перекрытия, когда для герметизации был применен известковый раствор, неверный установка скользящих опор (они даже не были приварены к трубопроводам), отсутствие вентиляции каналов ТС.
Грубые нарушения при строительстве, вызывающие прокапывание в стыках плит перекрытий, приводят к «пошаговой» коррозии труб: участки удовлетворительного состояния кратно по длине плиты чередуются с участками мощного коррозионного поражения. Развивающаяся на этих участках слоистая коррозия является основной предпосылкой порывов трубопроводов ТС.
На рис. 2 представлена схема участка ТС, предпосылкой мощного коррозионного поражения которого явилось обрушение плит перекрытия. Как видно из схемы, трубопроводы «подачи» и «обратки» имеют общие участки коррозионного поражения.
На переданных ТЭЦ-1 трубопроводах ТС мощные эмиссии акустических сигналов соединены с внутренней коррозией сплава. На трубопроводах, утонение сплава на которых вызвано внутренней коррозией сплава, опосля снятия теплоизоляционного слоя зрительно оценить коррозионное состояние сплава труб нереально. Коррозионный износ определяется ультразвуковой толщинометрией либо опосля проведения нарезки. На рис. 3 и 4 приведен участок теплотрассы, вскрытый в зимний отопительный период, и вырезанные прокорродированные трубы.
Доп информацию о состоянии работы ТС можно получить и обычным прослушиванием акустических сигналов. Отчетливо слышны шумы: вода гонит по трубам песок и гальку, которые остались в неочищенных трубах опосля монтажа. Акустические сигналы можно применять и для определения надежной работы задвижек. Соответствующие шумы (стуки) в потоке воды, создаваемые щечками задвижек о корпус, могут быть соединены как с износом щечек и штока посадочных мест, так и с неполным их открытием. Ежели опосля полного открытия шум сохраняется, то таковая запорная арматура подлежит ремонту в период останова.
Шум работающего бойлера в тепловом узле, отпайки на трубопроводе, даже за местом установки датчиков, являются суровой помехой для диагностики. Трубы горячего водоснабжения можно диагностировать лишь меж тепловыми камерами.
&11094; в приборе лучше применять одностороннюю связь оператора с рабочими, устанавливающими датчики на трубопроводах (использовать в удлинителе одну жилу кабеля под связь);
&11094; использовать наиболее надежные контактные соединения (преобразователь, усилитель, катушка, устройство). Из-за плохого соединения в контактах нередко происходят сбои в записи сигналов.
и акустический контроль На ветхих ТС порывы происходят как в процессе проведения гидравлических испытаний, так и сходу опосля включения в работу. При этом количество порывов опосля запуска составляет до
50% от количества порывов в процессе проведения гидравлических испытаний. Для выявления будущих порывов не непременно применять гидравлические тесты, с сиим удачно может совладать акустический контроль. Полная акустическая инженерная диагностика трубопроводов подменяет гидравлические тесты и стрессовое состояние сплава, вызванное ими.
Финансовая эффективность от внедрения регистратора акустических сигналов «Вектор-2001 » с полным программным обеспечением быть может просчитана по последующим позициям.
1. Устранение бессистемных (слепых) шурфовок. За 2004 г. лабораторией неразрушающего контроля и диагностики было составлено 286 актов визуально-измерительного и ультразвукового контроля трубопроводов ТС: тепловых камер, каналов, шурфов.
В 2004 г. было проведено обследование 112 шурфов. Результаты обследования трубопроводов ТС лишь в шурфах представлены в табл. 2.
Как видно из приведенных данных по результатам визуально-измерительного и ультразвукового контроля трубопроводов ТС: признаны годными трубопроводы 53,7% всех шурфовок. В основном это трубопроводы плановых шурфовок. Шурфовки проводились по газонно-травяным местам. Экономические издержки на шурфовки, которые не выявили дефектных участков, составляют 159,5 тыс. руб.
Таковым образом, проведение плановых бессистемных (слепых) шурфовок не отлично не экономично, т.к. не выявляет критических участков. Планировать проведение шурфовок нужно лишь по результатам инженерной диагностики.
2. По расчетам сметной группы ТЭЦ-1 стоимость подмены 1 м двухтрубного участка теплотрассы 0 159x4,5 мм на новейшие трубы в непроходном канале в железобетонном выполнении без восстановления асфальтного покрытия составляет 9507 руб.
Ежегодные плановые подмены трубопроводов в ремонтный период составляют 15-17 км (в 2004 г. было заменено 15498 м трубопроводов). По результатам инженерной диагностики определяются критические участки, подлежащие подмене, обычно, менее 20-25% участков обследуемого трубопровода.
При плановой подмене всего участка теплотрассы возможно обойтись локальной подменой лишь критических участков.
3. Четкое определение местоположения течи существенно уменьшает издержки на проведение шурфовок. Ежели для четкого определения порывов меж камерами потребовалось бы проведение 3-4 шурфовок, то опосля внедрения инженерной диагностики количество шурфовок сокращается до одной.
4. Устранение утрат теплоносителя, вызванного порывом трубопровода (стоимость 1 м
горячей воды для г. Йошкар-Олы составляет 17,46 руб. без НДС - прим. авт.).
5. Предотвращение аварий, вызванных порывами ТС.
Выводы Опыт работы с устройством «Вектор-2001» показал, что акустическая диагностика - это настоящая возможность предотвращения и устранения аварий на ТС и увеличения ресурса работы ТС.
Высочайшая точность обнаружения мест повреждения трубопроводов существенно уменьшает издержки времени на обнаружение порывов ТС, уменьшает издержки на их устранение.
Проведение инженерной диагностики в зимний период дозволяет наиболее правильно приготовиться к проведению ремонтно-восстанови-тельных работ в летний период и приготовить запас труб для ремонтно-восстановительных работ. Литература
1. Шульпина Т. 10 дней, которые выручили от замерзания // газета «Йошкар-Ола», 2005.
2. Самойлов Е.В. Достоверность акустической диагностики трубопроводов тепловых сетей//Анонсы теплоснабжения. 2005, № 2. С. 47-52.
По вопросцам приобретения устройств и программы для диагностики тепловых сетей и поиску мест утечек можно обращаться к Сергею Быстрову по тел. 8(903)119-68-46, 8(495)542-88-23 и по e-mail:
Рекомендуем еще поглядеть по теме .
      
Метки: ,
,
Наши филиалы: Челябинск / Ростов-на-Дону / Уфа / Волгоград / Пермь / Красноярск / Москва /